Академическая (Елизаветинская) галерея

Историческая справка

Общие положения

Адрес: Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Кирова, 1А.

Галерея является памятником истории и культуры федерального значения согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года № 624.

Как памятник республиканского значения поставлена на учет по постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.60 года № 1327.

Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 07.06.1973 года № 315 «Об образовании Гос.музея-заповедника М.Ю.Лермонтова» находится на территории охранной зоны музея-заповедника «Комплекса Лермонтовских мест у Академической галереи и парка «Цветник».

Историческая часть

Открытие минерального источника и последующая его эксплуатация (1809-1846 годы)

Первооткрывателем кислосерного источника между отрогом Машука и Горячей горой считается Ф.П. Гааз, главный доктор Павловской больницы города Москвы. Летом 1809 года он предпринял путешествие к Кавказским минеральным источникам для поправки своего здоровья. Это позволило ему поближе изучить свойства целебных ключей Пятигорска, Кисловодска и Железноводска. В своей работе «Мое путешествие к Александровским водам» доктор писал: «Кроме большого источника, который обыкновенно посещают, нашел я на Мечухе еще три серных ключа различных свойств, которые могут умерять его действие и чрезмерно способствовать оному… Последний имеет 28 градусов теплоты и мог бы быть банею… Он содержит в себе множество углекислого и гепатического газа, меньше извести и больше серно-кислой магнезии. Для содержания сего ключа, который имеет два фута в диаметре… довольно обложить его камнем».

В конце 1910 года генерал-майор Н.В. Вердеревский осмотрел кислосерный источник вместе с инженер-полковником Гелмерсеном и счел нужным покрыть его сводом, спустить воду с горы по двум трубам в две каменные ванны. Так к 1914 году появилось здесь первое купальное помещение. Это была деревянная постройка из вертикально установленных досок, обмазанная глиной и побеленная. Здесь были сени, раздевальня и одна ванна.

Кавказские Минеральные воды неизменно привлекали внимание, и в 1823-24 годах журналист Радожицкий познакомил читателей журнала «Отечественные записки» с Кавказскими Минеральными водами, в том числе рассказал и о кислосерном источнике: «На высоте сажень 300 от серногорючего ключа, там, где начинается от Мечука накипная гора, находится отдельный домик с ванною из другого источника кислосерной прохладной воды. Близ домика высечен в горе круглый колодезь, из которого черпают стаканами ту же воду и пьют после горячих ванн».

Рядом с ванным домиком находился колодец источника, обложенный камнем. Его воду пили после приема ванн. В 1828 году здесь же на площадке по проекту архитектора И.Бернардацци рабочие Строительной комиссии соорудили небольшую деревянную галерею, которую сверху и с боков обтянули полотном. Источник и галерею назвали «Елизаветинскими» по имени супруги Александра 1 Елизаветы Алексеевны. Название привилось не сразу. Известно несколько планов Пятигорска начала 1830-х годов, где его еще нет. Позже полотно заменили на вертикальные сосновые брусья и сделали остекленные окна. В таком виде первая деревянная Елизаветинская галерея, с годами обветшавшая, просуществовала до 1847 года.

А.С. Пушкин, посетивший в 1829 году Горячие воды, нашел здесь большие перемены, произошедшие здесь со времени его первого приезда девять лет назад. Строительная комиссия, ведавшая устройством вод превратила когда-то полудикую местность в аккуратное небольшое поселение, похожее больше на немецкий городок.

«… Нынче выстроены великолепные ванны и дома, бульвар, обсаженный липками, проведен по склонению Машука. Везде чистенькие дорожки, зеленые лавочки, правильные цветники, мостики, павильоны. Ключи обделаны, выложены камнем; на стенах ванн прибиты предписания от полиции; везде порядок, чистота, красивость…»

Пушкин был одним из первых русских литераторов, кто получил возможность прогуляться по Елизаветинской галерее. Это популярное у «водяного общества» место привлекало внимание и других писателей.

Однако самое замечательное описание мы встречаем у М.Ю.Лермонтова в «Герое нашего времени». Одна из его глав, повесть «Княжна Мери» - своеобразный путеводитель по старому городу. Главный герой романа Г.А.Печорин, едва прибыв в Пятигорск, сразу же устремляется в самое популярное место – к Елизаветинской галерее: «Наконец, вот и колодец! На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя». На этой площадке и начинается завязка центральной повести лермонтовского романа.

Строительство и эксплуатация каменной Елизаветинской (Академической) галереи (1847-1990-е гг.)

В 1844 году в должность Кавказского Наместника вступил князь М.С.Воронцов. Среди прочих дел он уделил немалое внимание состоянию Кавказских Минеральных вод и управлению ими. Кавказские курорты перешли в ведомство Наместника, а Строительную комиссию в 1846 году заменило Управление КМВ во главе с директором. На должность архитектора КМВ был приглашен С.И.Уптон, которого Воронцов хорошо знал по его работам в Крыму. Кроме него в Пятигорске продолжал свою деятельность городовой архитектор Устинов, бывший член упраздненной Строительной комиссии. На них и были возложены разработки новых проектов и наблюдение за строительством.

В краеведческой литературе Воронцова зачастую называют «галерейным строителем». Действительно, в его бытность началось сооружение прогулочных галерей в Пятигорске, Кисловодске, Железноводске, Ессентуках. Лучшей из них и наиболее добросовестно выстроенной является Елизаветинская галерея.

С середины 1840 годов в Пятигорске начинается интенсивное применение в строительстве камня. До того времени в городе было всего несколько подобных построек: комплекс казенной гостиницы с ресторацией, Николаевские ванны, римско-католический молитвенный дом. Камень был очень дорогим строительным материалом, пока с приездом Уптона не началась интенсивная разработка карьеров на Машуке. Специалистов-каменщиков в городе было немного.
В 1846 году Уптон привез с собою и каменщиков – братьев Парасовых и, видимо, других подобных специалистов.

В 1847 году в Пятигорске началось строительство каменного Спасского собора. Одновременно велись работы и на площадке у Елизаветинского источника. Автором проекта новой галереи и его исполнителем стал Уптон, который задумал в этом месте выстроить не только галерею, но и другие помещения – два флигеля, соединенные с галереей арками. На крыше предполагалось устроить открытую прогулочную террасу, которая соединяла бы Михайловский отрог Машука и Горячую гору. В 1847 году газета «Кавказ» сообщила о начале строительства, а к 1849 году оно, в основном, было завершено. Строительство галереи велось довольно медленно. Уптон и рабочие – каменщики были заняты и другими объектами в Пятигорске, Ессентуках и Кисловодске.

Исследователь Ф. Баталин утверждает, что строительство Елизаветинской галереи завершилось в 1851 году. Однако до конца проект так и не был осуществлен. Трудно сказать, почему это произошло. Вероятнее всего во-первых, не хватило средств, а во-вторых из-за неправильной постройки Спасского собора Уптон и Устинов были отстранены от дел и уже не могли заниматься Елизаветинской галереей.

Но даже и в том виде, как она существует сейчас, галерея является до сих пор одной из лучших каменных построек в городе.

Баталин не только первым назвал дату окончания строительства, но и сделал описание галереи: «Передним фасом она обращена на юго-запад, к Горячеводской долине, к бульварам. Она построена из тесаного камня, стиль итальянский. На северо-западном конце галереи, в одной линии с нею, находится купальное строение (каменное), на противоположном конце – павильон, носящий название уборного кабинета. И купальня и павильон соединены с галереей арками, образующими сквозные ворота. Все здание имеет 124 арш.дл. 13 1/2 арш.шир. и 8 арш. вышины. Под полом галереи устроены помещения для ванщиков и сторожей. Самый источник, обделанный в виде круглого колодца (до 1 арш. в диаметре и до 1 ? арш. глубиной), находится внутри галереи, влево от входа в нее. Стены колодца выведены из камня и верхнему отверстию его дан вид вазы. Сбоку главного колодца находится другой, служащий, сколько мы припомним, входом в бассейн для стока воды (следовательно, несправедливо некоторые писатели приняли его за особый источник). Вдоль стен галереи стоят покойные диваны. В купальне находятся две ванны: мужские и женские, довольно просторные и хорошо освещенные. При каждой ванной комнате есть комната для отдыха, с приличной мебелью. Ванны сделаны из машукского мрамора; форма их обыкновенная.

Все здание выстроено по плану архитектора при Кавказских Минеральных Водах С.И. Уптона. Против первоначального проекта недостает террасы, долженствовавшей проходить вдоль всего здания по крыше его и соединить противолежащие края внутреннего и Горячего хребтов».

Площадку перед галереей усыпали песком и с юго-запада обнесли оградой. Старая «мизантропическая» дорожка, проведенная еще при Бернардацци и обсаженная соснами, проходила от галереи по северному склону Горячей горы к главным, Александровским ваннам. С севера вниз под аркой спускалось в город Вельяминовское шоссе. По нему можно было проехать также к Провалу. От площадки вниз спускалась каменная лестница с металлическими перилами. В 1850 году справа и слева от нее установили древние памятники, собранные в разных местах. Они составили первый музей под открытым небом. Есть сведения, что две плиты с арабскими надписями были вмурованы в стены галереи, но затем их скрыла штукатурка.

Уже в 1863 году Елизаветинская галерея нуждалась в ремонте. Крышу заменили на новую, провели внутренние отделочные работы: отштукатурили и покрасили, где было необходимо, стены. В ванном помещении полы выстлали каменными тесанными плитами, которые, кстати, сохранились до сегодняшнего дня.

С 1870 по 1882 год Кавказские Минеральные воды находились в ведении контрагента А.М. Байкова. При нем Елизаветинская галерея претерпела изменения. Прибывший в 1875 году известный в то время исследователь Жюль Франсуа обратил внимание на скудность Товиевского источника, который находится выше галереи, в Емануелевском саду. Вытекая из твердой почвы он частично терялся в сыпучей породе. Франсуа проложил штольню с буровой скважиной, что дало суточный приток в 35 тысяч ведер минеральной воды в сутки. Из-за этого на какое-то время иссякли Михайловские источники. Было решено ограничить поток до 7 тысяч ведер. Этого количества оказалось достаточно, чтобы устроить в левом флигеле галереи вместо двух семь ванн. Помещение расширилось за счет деревянной пристройки к западному фасаду, которая на долгие годы обезобразила общий вид галереи.

Просуществовала она до 1926 года, пока не была разобрана за ненадобностью. Внутрь галереи провели два питьевых источника – Елизаветинский и Товиевский.

В этот же период времени, в 1871 году, благодаря стараниям А.М. Байкова и главного доктора КМВ М.К.Милютина в правом крыле галереи разместили лечебницу – приют Святой Ольги – вначале на шесть, а с 1875 года на десять кроватей. В 1886 году Управление Кавказских Минеральных вод приспособило помещение этой первой в городе больницы под хирургический покой. Плата за операцию составляла два рубля и по одному рублю за каждый день пребывания здесь больного, с его бельем и пищей.

В 1901 году в Пятигорске начало свою деятельность Кавказское Горное Общество. Через четыре года оно открыло свой музей в доме основателя общества Р.Р. Лейцингера, а после его смерти в 1910 году музей был перенесен в Елизаветинскую галерею, в южное крыло, где он просуществовал до 1912 года, пока в ведение Общества городские власти не передали усадьбу Чилаева (музей «Домик Лермонтова»).

После установления советской власти в Пятигорске, с 1920 года началась новая жизнь на курорте. Изменения коснулись и Елизаветинской галереи. В 1925 году она была переименована в «Академическую», в честь 200-летия Академии Наук СССР, внесшей немаловажный вклад в изучение целебных источников Кавказских Минеральных Вод. Переименовали и источники. К этому времени Елизаветинский внутренний (кислосерный) иссяк, наружный стали называть Академическим наружным, Товиевский внутренний – Академическим внутренним.

В 1925 году Бальнеологический институт открыл в Михайловской галерее Курортный музей Кавказских Минеральных вод. Академическая галерея также была отдана под его нужды: в одном из крыльев разместились запасники музея, другое приспособили под складское помещение. Имеются сведения, что на протяжении 2,5 лет здесь находился склад Маслозавода (1933 -1934 гг.), хранились семечки, и этот флигель имел довольно неприглядный вид – многие стекла отсутствовали. В 1934 году была выдвинута идея открыть в галерее санитарный музей (не осуществилась).

В этот же период галерея была поставлена на учет как памятник истории и культуры и передана в ведение курортного музея, а значит, Бальнеологического института.

Его сотрудники проводили в этот период большую работу по исследованию старых и выявлению новых минеральных источников. Серьезным успехом увенчались изыскания новых ресурсов радоновой воды. Исследования в этом направлении в 1939-40-х годах привели к открытию на склоне под Академической галереей новых радиоактивных источников, которые вступили в строй в 1947 году. В 1932-34 годах на месте бывшего Елизаветинского сада и музея под открытым небом по проекту архитектора П.П.Еськова выстроили красивую каменную лестницу, которая завершила классический ансамбль галереи. На ее верхнюю площадку в 1939 году вывели из галереи бюветы источников и вернули их назад в 1962 году. Помимо Академических сюда подвели Красноармейский источник. Им пользовались до 1972 года, а затем перевели его в новую питьевую галерею парка «Цветник».

В том же 1972 году в левом боковом крыле, где когда-то находились Товиевские ванны, был установлен электронный музыкальный инструмент, который с помощью специального кабеля озвучивал беседку «Эолова арфа». Просуществовал он до конца 1980-х годов. В правом крыле долгие годы находился архив курортной поликлиники, который был вывезен оттуда в начале 1990-х годов. Капитальный ремонт галереи произвели в начале 1960-х годов – укрепили потолки, заново перекрыли крышу железом, перестлали каменные плиты пола, подвели паровое отопление.

В 1973 году на Кавказских Минеральных водах был создан Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. Галерея оказалась на его территории в охранной зоне «Комплекс Лермонтовских мест у Академической галереи и парка «Цветник».

В 1988 году, в период перестройки, когда повсеместно открывались кооперативы – явление новое для страны – в левом крыле галереи открылся один из первых в городе художественных кооперативов «Вернисаж». Первоначально его организовали пятигорский архитектор Семен Караковский и местный художник Никита Денисенков, которые сами провели ремонт помещения, приспособив его под выставочный зал и небольшое кафе. В процессе ремонта обнажилась первоначальная каменная кладка стен, скрытая до того штукатуркой.

Здесь выставлялись местные художники. Первый после открытия – Никита Денисенков. Здесь же устроили выставку-продажу и небольшое кафе.

«Вернисаж» сразу стал любимым местом отдыха у городской интеллигенции. Через два года кооператив расширил свои владения. Ему был передан левый зал бывшего бювета. К этому времени Караковские стали полноправными владельцами кооператива. Благодаря специальным конструкциям, разработанным С.М. Караковским, помещение бывшего бювета оборудовали в два этажа. Здесь также размещались временные выставки. В последние годы здесь выставлена коллекция бабочек.

Во время этих преобразований видоизменился и облик внутренней стены открытой части галереи. По предложению Караковского псевдоарочные проемы задней стены галереи также были освобождены от штукатурки, обнажилась каменная кладка, что придало галерее еще более колоритный вид. В 1989 году верхнюю площадку лестницы вымостили цементно-песчаной шестигранной плиткой.

Пятигорское краеведческое общество со своей стороны уделяло внимание Академической галерее. По его инициативе в ее открытой части была вывешена краткая историческая справка, а в питьевом бювете вывешены портреты генерала Г.Е. Емануеля и писателя Л.Н.Толстого с мемориальными текстами.

Архитектурная характеристика

Здание галереи длинное прямоугольное состоит из трех частей. Центральная представляет собой полуоткрытую галерею, образуемую пятью широкими полуциркулярными арками, которые опираются на четвероугольные колонны. Эта аркада не только придает всей композиции галереи изящество и стройность, но и служит убежищем от непогоды.

С обоих концов галереи имеются входы в помещения двух примыкающих бюветов. Их узкие длинные полуциркульные остекленные оконные проемы повторяют мотив изящной воздушной аркады.

На заднюю глухую стену галереи нанесен выступающий штукатурный узор, как бы зеркально отражающий очертания фронтальной аркады.

Углы стен главного здания слегка закруглены, а нависающие прямоугольные карнизы поддерживаются кронштейнами. На парапете крыши галереи со стороны главного фасада установлены декоративные вазы. С торцов к центральной части примыкают два флигеля (крылья), связанные с нею трехцентровыми арками с полуциркульными боковыми проходами. Флигели (крылья) имеют в плане форму прямоугольников, с такими же полуциркульными остекленными оконными проемами, что и помещения бюветов. Правый флигель (крыло) – полутораэтажный. Изящество и стройность центральной широкой аркады дополнительно достигнута четырьмя длинными цокольными ступенями, выложенными из машукского камня.

Фундаменты ленточные, из машукского камня. Стены – из машукского камня, оштукатуренные с внутренней стороны. Крыша металлическая двускатная по стропилам. Пол в залах бюветов – из метлахской плитки. Оконные проемы одинарные глухие в центральной части и двойные в боковых крыльях. Перед галереей устроена видовая площадка, покрытая асфальтом. С нее спускается вниз двухмаршевая лестница.







Меховая фабрика ДИАНА - Пятигорск

Сообщить об ошибке
x

Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, или выберете тип ошибки из списка.

Тип ошибки:

Ваш e-mail:

Сообщение: